173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: smo_no@mail.ru

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Журнал «Муниципальная Россия». Статья: «О передаче регистрационного учета граждан органам МСУ в качестве отдельного государственного полномочия»

08.05.2013

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию статью информационного и политического журнала местного самоуправления Российской Федерации «Муниципальная Россия» №2(38) 2013 «О передаче регистрационного учета граждан органам МСУ в качестве отдельного государственного полномочия»

***

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА

«О ПЕРЕДАЧЕ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ГРАЖДАН ОРГАНАМ МСУ В КАЧЕСТВЕ ОТДЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛНОМОЧИЯ»

В конце прошлого года мы сообщали об итогах опроса региональных советов муниципальных образований по вопросу осуществления местными администрациями регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства, а также о том, что Общероссийский Конгресс муниципальных образований обратился в Федеральную миграционную службу, Минфин и Минрегион с предложением рассмотреть возможность законодательного закрепления за городскими и сельскими поселениями данной функции в качестве отдельного государственного полномочия. Эта инициатива была созвучна позиции большинства опрошенных советов, посчитавших, что только на муниципальном уровне можно обеспечить удобный для граждан порядок регистрационного учета.

Однако, как следует из публикуемых ниже ответов Федеральной миграционной службы и Минфина, вопрос о передаче регистрационного учета в качестве финансируемого из федерального бюджета государственного полномочия на федеральном уровне не находит поддержки. При этом Минфин соглашается с тем, что закрепление за местными администрациями регистрационного учета вне порядка, предусмотренного для передачи государственных полномочий, является правовой коллизией, но считает, что решением этой коллизии будет передача соответствующих функций после 1 января 2014 года территориальным органам ФМС.

В свою очередь, Миграционная служба уже предписала своим территориальным органам осуществлять данное полномочие в случае получения заявления органа МСУ о прекращении его исполнения. Кардинальное же решение проблемы в ФМС связывают с внедрением процедур удаленной регистрации с применением современных информационных технологий.

 

Заместитель министра финансов Российской Федерации Леонид ГОРНИН

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом Общероссийского Конгресса муниципальных образований от 17 января 2013 года № 15 по вопросу передачи регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства органам местного самоуправления в качестве отдельного государственного полномочия сообщает.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон № 5242-1) установлено, что в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах — местная администрация.

Вопросы местного значения, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, определены в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ).

Между тем вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в перечни вопросов, указанные в статьях 14 – 16 Закона № 131-ФЗ, не включены.

В соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Федеральный закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать положения, указанные в части 6 данной статьи.

При этом финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующего бюджета. Положения федеральных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Между тем Законом № 5242-1 не предусмотрена передача органам местного самоуправления полномочий, связанных с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, как и не предусмотрено предоставление субвенций из федерального бюджета на указанные цели.

В целях устранения названной правовой коллизии в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ с 1 января 2014 года статья 4 Закона № 5242-1 будет действовать в новой редакции, предусматривающей, что органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации будут являться только территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

 

Заместитель руководителя ФМС Сергей КАЛЮЖНЫЙ

На ваше обращение по вопросу передачи государственного полномочия по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации для дальнейшего исполнения органам местного самоуправления ФМС России полагает возможным сообщить следующее.

С вступлением в 2006 году в силу статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в адрес Правительства Российской Федерации и других государственных органов страны стали поступать письма региональных властей и глав поселений о прекращении дальнейшего исполнения вышеуказанного полномочия местными администрациями.

Правительством Российской Федерации было принято решение о наделении настоящим полномочием во всех населенных пунктах страны исключительно территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» территориальные органы ФМС России должны были приступить к исполнению данного полномочия с 1 января 2011 года, однако Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 358-ФЗ этот срок перенесен на 1 января 2014 года.

Исходя из того, что многие муниципалитеты являются дотационными, территориальным органам ФМС России предписано в населенных пунктах, где местные администрации заявляют о прекращении исполнения данного полномочия до 1 января 2014 года, дальнейшее его исполнение осуществлять ближайшими к данным населенным пунктам подразделениями территориальных органов ФМС России.

В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации вышеуказанное полномочие уже исполняют территориальные органы ФМС России: к примеру, в Ленинградской области с 1 июня 2010 года, а в Астраханской области еще раньше. В упомянутой вами Московской области регистрационный учет граждан изначально осуществляют исключительно подразделения Управления ФМС России по Московской области.

Относительно вопроса о финансовых средствах на исполнение местными администрациями настоящего полномочия до вышеназванной даты сообщаем, что федеральным бюджетом на 2013 год предоставление субвенций на его осуществление не предусмотрено.

Одновременно информируем, что в рамках реализации требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» внесены конструктивные изменения в законодательство Российской Федерации, значительно упрощающие процедурный порядок получения гражданами настоящей услуги.

Граждане вправе подавать заявления и иные документы в территориальные органы ФМС России в форме электронных документов, а при регистрации по месту пребывания в том числе направлять по почте.

Кроме того, граждане при регистрации на принадлежащую им на праве собственности жилплощадь и жилплощадь, предоставленную по договору социального найма, вправе не предъявлять правоустанавливающие документы, а только сообщить о них. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ.

В настоящее время мероприятия по совершенствованию системы регистрационного учета населения продолжаются. В частности, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатываются вопросы возможного введения электронных удостоверений личности и упрощения отметок о регистрации по месту жительства, проставляемых в паспорта их владельцев.

Журнал «Муниципальная Россия» №2(38) 2013
ISSN 2074-5877