173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: smo_no@mail.ru

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Журнал «Муниципальная Россия». Статья: «О зачислении в муниципальные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду»

08.05.2013

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию статью информационного и политического журнала местного самоуправления Российской Федерации «Муниципальная Россия» №2(38) 2013 «О зачислении в муниципальные бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду»

***

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

«О ЗАЧИСЛЕНИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

В прошлом году в «Муниципальной России» были опубликованы результаты опроса советов муниципальных образований, посвященного изучению практики организации органами местного самоуправления сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора. Исследование проводилось в целях определения актуальности предложений СМО Калужской области по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на решение проблем с мусором и ТБО. Инициатива предполагала изменение норматива зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в местные бюджеты, с 40 до 80% либо предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права на установление дополнительных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований.

Учитывая активную поддержку, высказанную этой инициативе советами муниципальных образований, а также актуальность проблемы сбора и утилизации мусора, предложения СМО Калужской области были полностью поддержаны Президиумом ОКМО и от имени Конгресса направлены в Министерство финансов, Министерство регионального развития и Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В публикуемом ответе Департамента межбюджетных отношений Минфина изложена позиция по этому вопросу, суть которой сводится к тому, что перераспределение нормативов в пользу тех или иных уровней бюджетной системы должно сопровождаться перераспределением соответствующих полномочий. Другими словами, если муниципальные образования претендуют на долю субъектов Федерации в отчислениях за негативное воздействие на окружающую среду, то они должны быть готовы принять соответствующие региональные полномочия. Сейчас же идет обратный процесс — федеральными органами исполнительной власти готовятся законодательные инициативы, направленные на передачу субъектам Российской

Федерации полномочий по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Директор Департамента межбюджетных отношений Лариса ЕРОШКИНА

Департамент межбюджетных отношений рассмотрел ваше обращение (письмо от 4 февраля 2013 года № 39) о повышении доходов местных бюджетов в целях осуществления органами местного самоуправления организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых отходов и мусора, а также прилагаемые к обращению информационно-аналитические материалы и по вопросам в рамках своей компетенции сообщает.

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) в части установления зачисления в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 80% за счет передачи регионального норматива отчислений.

В настоящее время в соответствии со статьями 51, 57, 62 Кодекса плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 20% и в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (городского округа, муниципального района) — по нормативу 40%.

Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Министерством финансов Российской Федерации был реализован комплекс мер, направленных на повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов.

В частности, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в статьи 51 и 62 Кодекса, предусматривающие зачисление с 1 января 2016 года в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55% за счет одновременного уменьшения до 5% указанного норматива зачисления в доход федерального бюджета, без передачи органам местного самоуправления федеральных полномочий в сфере обращения с отходами. Оценка дополнительных доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов составит ежегодно не менее 3,8 млрд рублей.

Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) за субъектами Российской Федерации сохраняются полномочия в сфере обращения с отходами (предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработка и реализация региональных программ и участие в разработке и выполнении федеральных программ; осуществление регионального государственного экологического надзора), дополнительное перераспределение данных нормативов отчислений в пользу местных бюджетов целесообразно, по нашему мнению, в случае перераспределения соответствующих полномочий с регионального на местный уровень власти.

Вместе с тем сообщаем, что во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года № Пр-2138, от 14 ноября 2012 года № Пр-3065 и Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 № ДМ-П9-4996 федеральными органами исполнительной власти вносятся поправки в законодательство Российской Федерации в сфере обращения с отходами, направленные на установление приоритета утилизации отходов над захоронением, а также на перераспределение полномочий по обращению с твердыми бытовыми отходами между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации путем осуществления исключительно на региональном уровне деятельности по утилизации (использованию), обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (предусматривается участие органов местного самоуправления в их осуществлении).

Учитывая изложенное, предложение о внесении изменений в Кодекс в части перераспределения нормативов отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду между региональным и местными бюджетами не поддерживается.

О закреплении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 8 и 58 Кодекса к полномочиям субъектов Российской Федерации относится право установления нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации. Для органов местного самоуправления муниципальных районов аналогичное право установлено статьями 9 и 63 Кодекса в отношении бюджетов поселений.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные статьями 57 и 62 Кодекса, закреплены за региональными и местными бюджетами в соответствии с предоставленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления полномочиями в соответствующей сфере управления.

В частности, доходы от использования имущества, находящегося в региональной и муниципальной собственности, являются доходами бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, напрямую зависят от деятельности указанных органов государственной власти (органов местного самоуправления) по управлению и распоряжению имуществом и связаны с несением бремени расходов по его содержанию.

Изменение правовой основы распределения средств региональных и местных бюджетов от поступлений неналоговых доходов, устанавливая механизм их передачи в местные бюджеты в соответствии с решениями, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, поставит исполнение нижестоящих бюджетов в зависимость от эффективности деятельности указанных органов.

Кроме того, поступления неналоговых доходов не являются стабильными, что может привести к росту рисков недополучения доходов местными бюджетами.

Учитывая, что установление вышеуказанных нормативов не сопровождается передачей прав по распоряжению соответствующим имуществом, принятие предлагаемых изменений не приведет к созданию стимулов по развитию доходной базы местных бюджетов, заинтересованности в рациональном и эффективном использовании ресурсного потенциала территории.

Такие неналоговые доходы, как административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба, зачисляемые в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, являются результатом деятельности и одним из источников формирования административных комиссий. Учитывая, что их финансовое обеспечение осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе путем предоставления субвенций на указанные цели бюджетам муниципальных образований в случае делегирования данных государственных полномочий органам местного самоуправления, предлагаемая законопроектом передача нормативов отчислений от вышеуказанных неналоговых доходов приведет к дублированию финансовых потоков между региональным и местными бюджетами, что осложнит межбюджетное регулирование в регионе.

В этой связи предложение о закреплении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от неналоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, не поддерживается.

Журнал «Муниципальная Россия» №2(38) 2013
ISSN 2074-5877