173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: smo_no@mail.ru

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Вправе ли местная администрация изъять имущество, закрепленное на праве оперативного управления за представительным органом муниципального образования как за казенным учреждением, в т. ч. имущество, которое первоначально (до его закрепления) не было учтено в муниципальной казне?

28.09.2011Согласно нормам ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они образуются исключительно для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона № 131-ФЗ в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям. Следует отметить, что, приобретая статус юридического лица, органы местного самоуправления становятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, но участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы публичной власти. Статус казенного учреждения необходим им для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. В то же время наличие такого статуса никак не влияет на объем и порядок реализации органами местного самоуправления властных полномочий и вопросы участия их в гражданских правоотношениях от имени муниципальных образований, а также на вопросы подчиненности и подотчетности структурных подразделений местной администрации (органов местной администрации) и органов местного самоуправления. Нормы Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3"0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не изменяют основополагающий принцип о том, что все имущество государственного и муниципального учреждения, закрепленное за ним собственником, а также приобретенное в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве оперативного управления. При этом право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1997 № 122-ФЗ"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Такое имущество может быть закреплено собственником за государственными и муниципальными учреждениями как в процессе их создания, так и в процессе их деятельности. Учреждение, в т. ч. казенное, и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом не произвольно, а в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются им с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления, определенный в уставе муниципального образования. Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно положениям ст. 296,299 ГК РФ собственник имущества, переданного в оперативное управление любого учреждения, не имеет возможности пользоваться и распоряжаться данным имуществом, предварительно не изъяв его из оперативного управления. При этом собственник имущества учреждения вправе изъять только излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Вданном случае имуществом, изъятыму учреждения или казенного предприятия, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. В то же время согласно постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8"0 некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"при рассмотрении дел о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим учреждениям или казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (п. 2 ст. 296 ГК РФ), возложено на соответствующий управомоченный собственником орган. Указанные положения ГК РФ распространяются на все типы государственных и муниципальных учреждений, в т. ч. казенных, статусом которых наделяются органы местного самоуправления. Таким образом, местная администрация не вправе произвольно изъять любое муниципальное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за представительным органом местного самоуправления как за казенным учреждением. Кроме того, в данном случае помимо общих требований ГК РФ местная администрация обязана соблюдать порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, утвержденный представительным органом соответствующего муниципального образования (п. 8 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131 -ФЗ). В отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, но первоначально (до его закрепления) не учтенного (не отраженного) в муниципальной казне, местная администрация не обладает какими-либо дополнительными распорядительными полномочиями.
Главная страница Материалы Органы Ассоциации
События Члены Ассоциации Правовая основа Отчёты о деятельности Наши партнёры Полезные ссылки Обзор законодательства Муниципальная практика Информационные издания Конкурсы Методические пособия Обучение Муниципальный навигатор Общее собрание членов Ассоциации Правление Ассоциации Президент Ассоциации Исполнительный директор Ассоциации Вице-президент Ассоциации Исполнительный аппарат Ревизионная комиссия Ассоциации Совет юристов Совет контрольно-счетных органов