173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: smo_no@mail.ru

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Вопросы, заданные на семинаре с активистами ТСЖ в Старорусском муниципальном районе 30 ноября 2011 года.

10.01.2012
Вопрос:

В многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета потребления коммунальных услуг, в 98% квартир установлены индивидуальные приборы учета - оплата производится по установленным тарифам, в 2% квартир индивидуальных приборов учета нет - оплата производится по утвержденным нормативам. В квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, проживают незарегистрированные граждане, которые потребляют коммунальные услуги. Разница между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета распределяется на всех жильцов. Какие меры можно принять?

Ответ: В соответствии с требованиями статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим (часть 1 статьи 155 ЖК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, при отсутствии приборов учета, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 (далее - Правила), Потребитель (собственник квартиры) обязан информировать Исполнителя (управляющую организацию, ТСЖ и т.п.) об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. Согласно подпункту «б» пункта 19, пункта 22 Правил, подпункту 3 пункта 3 приложения №2 к Правилам, при отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения с учетом количества проживающих граждан, в том числе временных жильцов, при этом, если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. Обязанность регистрации временных жильцов по месту пребывания возникает лишь по истечении 90 дней с начала проживания – пункт 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. №713. Тем не менее, согласно действующему законодательству, при увеличении числа фактически проживающих граждан (т.е. изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами), собственник квартиры не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений обязан уведомить Исполнителя о количестве проживающих лиц для правильного расчета платы за коммунальные услуги, определяемые по нормативам потребления. Фактическое потребление коммунальных услуг неучтенными жильцами влечет сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов в целом по дому, чем причиняются убытки гражданам, проживающим в данном доме, рассчитывающимися с поставщиками по общедомовым приборам учета и оплачивающим, в том числе, потребление неучтенными фактическими жильцами. Отсутствие регистрации фактически проживающих граждан по месту пребывания или месту жительства не может влечь освобождение от уплаты необходимых коммунальных услуг, рассчитанных исходя из числа фактически проживающих граждан, т.к. в противном случае будут допущены нарушения прав других граждан, проживающих в доме, поскольку именно на них перераспределится потребленное неучтенными жильцами количество коммунальных услуг. Таким образом Управляющая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, оплачиваемые по нормативу на человека, исходя из фактически проживающих граждан. Фактическое проживание, на наш взгляд, может подтверждаться актами о фактическом проживании, заявлениями соседей, свидетельскими показаниями и прочими доказательствами. Так, например, если стало известно, что в квартире проживают незарегистрированные граждане, собственникам квартир надо обратиться в управляющую организацию, с просьбой направить представителей управляющей организации для выявления факта проживания незарегистрированных граждан. Представители управляющей организации, в присутствии независимых свидетелей (например, двух соседей), составляют акт, в котором указывают, что с такого-то времени (с даты составления акта) установлено постоянное проживание в такой-то квартире стольких-то незарегистрированных граждан. Далее управляющая организация направляет собственнику квартиры заказное письмо с отметкой об уведомлении, о том, что управляющей компанией составлен акт о фактическом проживании в квартире, собственником которой он является, незарегистрированных граждан, и что на основании данного акта, с такого то периода (с даты составления акта), будет выставляться счет на оплату коммунальных услуг, с учетом фактически проживающих граждан. На основании данного акта управляющая организация выставляет счет на оплату коммунальных услуг по нормативам, исходя из числа фактически проживающих граждан. В случае несогласия собственника квартира в добровольном порядке оплатить коммунальные платежи, управляющая организация может обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании задолженности. Также управляющая организация может уведомить участкового уполномоченного полиции и налоговую инспекцию о факте проживания незарегистрированных граждан и незаконного обогащения собственника квартиры от сдачи жилья в аренду.

Вопрос:

В многоквартирном доме у всех собственников квартир установлены индивидуальные приборы учета коммунальных услуг. Общедомовой прибор учета не установлен. Управляющая организация рассчитывает объем потребляемых коммунальных услуг по установленным нормативам. Возможно ли применение норматива в этом случае? Существует ли обязательность установки общедомового прибора учета, если да, то за чей счет?

Ответ: В соответствии со статьёй 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", т.е. с учетом норматива потребления соответствующей коммунальной услуги. В связи с тем, что порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», на данный момент не установлен, и с учетом того, что в многоквартирном доме у всех собственников установлены индивидуальные приборы учета коммунальных услуг, считаем возможным предложить управляющей компании, на основании решения общего собрания собственников помещения, способ расчета за потребленные коммунальные услуги, учиты-вающий показания индивидуальных приборов учета и перераспределение оставшегося количества коммунальных услуг, рассчитанных по нормативам потребления на всех собственников, по формулам, установленным пунктом 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Для минимизации бремени финансовых затрат, на приобретение и установку общедомовых приборов учета потребляемых коммунальных услуг, рекомендуем использовать принцип оплаты в рассрочку. При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом Министерство энергетики Российской Федерации приняло Приказ от 16 апреля 2010 года № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», на основании данного Приказа, по заявлению потребителя энергоснабжающая организация, при заключении договора по установке прибора учета с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, обязана предоставить рассрочку в оплате сроком на 5 лет равными долями с даты заключения договора.

Главная страница Материалы Органы Ассоциации
События Члены Ассоциации Правовая основа Отчёты о деятельности Наши партнёры Полезные ссылки Обзор законодательства Муниципальная практика Информационные издания Конкурсы Методические пособия Обучение Муниципальный навигатор Общее собрание членов Ассоциации Правление Ассоциации Президент Ассоциации Исполнительный директор Ассоциации Вице-президент Ассоциации Исполнительный аппарат Ревизионная комиссия Ассоциации Совет юристов Совет контрольно-счетных органов