173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: [email protected]

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

О Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

29.02.2012Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Основы законодательства об охране здоровья граждан». Данный Закон призван изменить законодательную базу российского здравоохранения и является базовым нормативным актом для системы здравоохранения, устанавливая принципы и правовые основы регулирования в медицине. 1.На законодательном уровне утверждается ряд определений,напрямую связанных с оказанием медицинской помощи и определяющих отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание", "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения" и др. 2.На законодательном уровне введены ряд новых принципов в сфере охраны здоровья: - принцип доступности медицинской помощи, - недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, - информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и права на отказ от него. 3.Расширяются права пациентов. По сравнению с действующим законом права не только регламентируются, но и устанавливается порядок их реализации. Например, реализация права граждан на выбор врача и медицинской организации подробно регламентирована в ст.17, при этом важно, право обеспечено, в том числе, возможностью получения информации. В случае если пациент требует заменить лечащего врача, установлена обязанность руководителя медицинской организации содействовать выбору другого врача. Установлено ограничение права выбора сроком (не чаще 1 раза в год). Отцу ребенка или иному члену семьи предоставлено право при наличии согласия женщины и условий (индивидуальные родовые залы) присутствовать при рождении ребенка без взимания платы. 4.Впервые в законодательстве о здравоохранении предусмотрены не только права, но и обязанности граждан, в частности, по соблюдению режима лечения и правил поведения в медицинских организациях (ст.23). Установлена обязанность граждан, страдающих опасными для окружающих заболеваниями, проходить обследование и лечение, а также заниматься профилактикой. 5.Условия предоставления платных медицинских услуг (ст.78) значительно детализированы. В частности, медицинским организациям, участвующим в реализации программы государственных гарантий, разрешено предоставлять на платной основе только те медицинские услуги, которые не включены в программу государственных гарантий; если услуги входят в программу государственных гарантий, то взимать за них деньги можно только при наличии отдельных структурных подразделений, оказывающих платные медицинские услуги. 6.Важнейшее положение закона – введение универсальных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Первые будут обязательны к исполнению для всех медицинских учреждений, вторые – только для участвующих в программе госгарантий. Соответствующие документы по 60 основным направлениям медицинской помощи уже подготовлены экспертными группами под руководством главных специалистов министерства. 7.В отдельную главу вынесены вопросы медицинской экспертизы и освидетельствования. Детально регламентируется деятельность врачебных комиссий и консилиумов врачей, на которые возлагается решение вопросов в наиболее сложных и конфликтных случаях при оказании медицинской помощи гражданам. В частности, закрепляется порядок их создания и формирования, функции и вопросы, в пределах которых комиссии и консилиумы принимают решения, и порядок принятия решений. 8.Подробно регламентированы права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, медицинских организаций. Установление отдельных запретов, в частности, на рекламу лекарственных препаратов, сотрудничество медицинских работников с фармацевтическими компаниями и тому подобных коррупциогенных положений. Существенные изменения вносятся в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью. Вводится новая система аккредитации специалистов (статья 64) – получения индивидуальных допусков к определенным видам медицинской и фармацевтической деятельности. 9.Всей полнотой полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории РФ с 01.01.2012 обладают органы государственной власти РФ. Конкретизированы полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, к которым с 01.01.2012 г. относятся: «1). создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2). обеспечение организации оказания медицинской помощи в рамках муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий субъектов РФ; 3).информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе статистических данных по итогам года, а также при угрозе и возникновении эпидемий; 4). участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; 5). участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о мероприятиях, проводимых на территории муниципального образования 6). реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; 7). создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 9. Нововведения законопроекта, касаются регулирования вопросов редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении. Данные виды медицинской и лекарственной помощи будут финансироваться за счет средств государственного бюджета.